КОНЦЕПЦИЯ
Современное развитие общества диктует новые подходы к
оцениванию качественного школьного образования. Согласно Концепции модернизации
Российского образования на период до 2010 года оценка результата образования
ориентирована на сформированность не только знаний, то есть не только и не
столько овладение содержанием обучения, сколько овладение способами
деятельности, способами получения нового знания. Значит, нужны образовательные
методики, позволяющие в эффективной форме усваивать как знания, так и способы
их получения, при этом не оставляя в стороне и развитие личности.
Информационно-коммуникационные технологии в процессе
преподавания математики играют важную роль в модернизации учебного процесса,
ориентированного на высокий результат.
Информационно-коммуникационные технологии — современный,
эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Для учителя математики ИКТ
является средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного
процесса; инструментом познания, способствующим формированию естествено-научного
мировоззрения, расширяющим кругозор, открывающим новые
возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности;
средством развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям
научно-технического прогресса.
Компьютерные технологии
— это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий -
ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки
знаний учащихся. И необходимо использовать технологии так, чтобы они помогали
решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике.
Использование новых технологий в обучении математике способствует не только
повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных
навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.
Применение компьютера в обучении - это, прежде всего,
средство управления учебной деятельностью школьников:
·
он обеспечивает
индивидуализацию обучения;
·
помогает создать
проблемную ситуацию;
·
дает возможность
учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники,
получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности;
·
используя цвет,
мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала; способствует
активизации учащихся.
Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с
ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его
помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых
учебных задач с использованием моделирования.
Выделяют два типа компьютерного обучения:
а) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),
б) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, - обычно тогда, когда
нельзя снабдить компьютером каждого ученика.
Информационно-коммуникационные
технологии можно использовать на всех этапах обучения математики:
На этапе
актуализации знаний для создания проблемной ситуации. Даются задания, с
которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагается
выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы.
На этапе
проверки домашнего задания в начале
урока. Учащиеся демонстрируют то, как они справляются с решением заданий,
подобных домашним.
На этапе
изучения нового материала. Сочетание
рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание
учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может
продемонстрировать пошаговое решение новых задач.
На этапе
первичного закрепления и повторения.
Ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке.
Программы учебного электронного издания могут содержать задачи различного
уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы.
На этапе
контроля и оценки знаний. При
контроле используются тесты. Подобный способ проверки и закрепления знаний
обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках. В
ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения задания. В
процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет
фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета.
Обучающийся получает достоверную информацию о результате своей деятельности, о
своих успехах.
ПРИЕМЫ МАСТЕР-КЛАССА
В своей педагогической деятельности ИКТ при обучении математике применяю
следующим образом:
·
Создание
собственных презентаций на различных этапах уроков.
·
Использование
готовых программных продуктов, таких как
o
Учебное
электронное издание «Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса
математики». 2004 г.
o
Электронное
пособие «Сдаем единый государственный экзамен». 2004 г.
o
Учебное
электронное издание «Математика 5-11. Практикум». 2004.
·
Подготовка
дидактических материалов к урокам, в частности подборка заданий в форме ЕГЭ для
подготовки к итоговой аттестации учащихся 10 класса по алгебре, опубликованная
на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2008 году.
·
Создание системы
компьютерных тестовых заданий в среде STest EX 4.0.
·
Применение метода
проектов как в урочной, так и внеурочной деятельности:
o
Учебный сайт
«Уравнения и неравенства: виды и методы решений», выполненный учащимися 11
класса во время уроков математики и информатики под моим руководством.
Сейчас используется для подготовки к ЕГЭ
по математике в других классах.
o
Проекты учащихся,
представленные на школьной научно-исследовательской конференции. Например,
проект «38 попугаев, или в каких единицах можно измерить рост и вес моих
одноклассников» выполнен ученицей 5 класса в среде ЛогоМиры (внеурочный
проект).
·
Моделирование
математических процессов в электронных таблицах:
o
Построение
графиков различных функций;
o
Решение задач на
оптимизацию.
·
Использование
информации, полученной из Интернета.
·
Проведение
элективных курсов, используя программу «Живая геометрия».
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
·
Создание и использование авторских презентаций для
различных этапов уроков позволяет не только прививать интерес к предмету, но и
при правильном техническом и эстетическом исполнении обеспечивает наглядность,
эффективность урока, развивает пространственное воображение учащихся и ведет к
увеличению показателей качества знаний.
Например, …
Презентации, которые я использую на уроках выполнены
не только мной, но и учащимися, которым поручаю создать презентацию для устного
счета с интересными данными, оформить решение домашней задачи, подобрать
интересные факты из истории математики и т.д.
·
Еще одним способом оптимизации учебного процесса
считаю использование на уроках математики компьютерной программы «Математика
5-11».
Начиная с 2005 года, в стандарт по математике были
включены вопросы по теме «Основы статистики и теории вероятности». Многие учителя
математики выявили противоречие между появлением данной темы в программах и
стандарте математического образования и отсутствием этих глав практически во
всех действующих учебниках математики. Выход из этой ситуации нашла в использовании данного программного
продукта при изучении этих вопросов. Преподавать «Статистику и теорию вероятности»
в 5-9 классах начала уже 2 года назад. Уроки
математики с использованием данной программы возможны еще и потому, что
оснащенность моего кабинета позволяет каждому ученику сидеть за отдельным
компьютером и выполнять все задания в удобном ему темпе. Методика работы с
данным программным продуктом такова:
Для каждой темы предусматриваются четыре основных
формы подачи материала:
Основные сведения. Очень сжатое напоминание теории, необходимой для
работы по этой теме (определения, правила, формулы, теоремы). Представляются в
виде короткого текста с гиперссылками.
Инструментарий. Представляет собой обзор тех инструментов соответствующей лаборатории,
которые будут использованы в лабораторном практикуме. Сопровождается мультимедийными
демонстрациями, часть из которых приводится в данной версии. Каждая
демонстрация представляет собой записанную в специальном формате
последовательность событий, происходящих в лаборатории, и при воспроизведении
сопровождается пояснениями.
Упражнения.
Специально разработанная система задач используется для выполнения в рамках
лабораторий или устного решения. После нажатия на желтую кнопку со стрелкой
перед учеником открывается соответствующая данной задаче лаборатория (если она
предусмотрена) и окно с задачей. Например, при изучении темы «Характеристики среднего: среднее
арифметическое, мода и медиана числового ряда» (5 класс) на этапе отработки
навыка можно предложить учащимся выполнить следующие задания:
После решения любой задачи ученик нажимает на кнопку
«Готово» и получает на рабочей линейке «колобка» с одним из трех выражений:
-
задача решена верно;
-
задача решена неверно;
-
задача ждет проверки учителем.
Результаты.
Данный раздел позволяют ученику в любой момент ознакомиться с личными
достижениями при изучении темы. В таблицу результатов выводится номер
задачи, результат ее решения («колобок»), число сделанных попыток и общее время,
затраченное на ее решение. Из таблицы ученик может сразу перейти к решению нужной задачи.
Отработка навыка при изучении данных тем происходит в
необычных для учащихся условиях, вызывает живой интерес и, тем самым, способствует
более прочному усвоению. Работа осуществляется в «виртуальной тетради»:
В 5-6 классах
данную программу можно удачно использовать и при изучении темы «Диаграммы»,
продемонстрировав наглядно учащимся все три вида линейные, круговые и
гистограммы. А также показать, в чем их сходства, а в чем различия. И в каких
случаях, какая диаграмма нагляднее представляет числовой ряд.
В 6-7 классах
при изучении координат точек на плоскости можно использовать данную программу
для изображения различных фигур по заданным координатам.
В старших
классах удачно применение программы при изучении темы в рамках подготовки к ЕГЭ
Графическое решение уравнений с параметром». Данная программа позволяет
построить графики и посмотреть, как происходит изменение корней уравнения в
зависимости от перемещения графиков.
И многое,
многое другое …
·
Подготовка дидактических материалов к урокам (на
примере заданий для подготовки к ЕГЭ).
Хочу продемонстрировать вашему вниманию варианты ЕГЭ,
составленные мной по программе 10 класса, которые опубликованы в Интернете.
Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки
знаний и умений школьников при
проведении итоговой аттестации в 10 классе. Экзамен по математике за 10 класс в
нашей школе проводится уже много лет. А проводить его в форме ЕГЭ мы решили
только 4 года назад. Этот переход обусловлен тем, что у ребят появляется еще
одна возможность не только проверить уровень своих знаний, но и еще раз пройти процедуру
ЕГЭ, чтобы потом на экзамене чувствовать себя комфортно. При подготовке к ЕГЭ в
10 классе я столкнулась с проблемой нехватки материала. Ведь все
опубликованнные варианты ЕГЭ в различных источниках включают в себя задания за
курс всей школы, и ребятам приходится выбирать тот материал, который ими
изучен. Это очень неудобно. Да и в этих заданиях проверяются не все навыки,
которыми овладевают учащиеся за курс 10 класса. Поэтому я целенаправленно веду
работу по отбору и использованию тех видов заданий единого экзамена,
которые доступны учащимся 10 класса, и применяю их в учебном процессе не только
в качестве контроля, но и отработки навыков.
Таким образом, основные задачи, которые я ставлю перед собой при
использовании вариантов ЕГЭ в 10 классе:
- предоставить учащимся
возможность с 10 класса привыкнуть к новой форме итоговой и промежуточной
аттестации;
- помочь школьникам обобщить,
систематизировать содержание курса алгебры за 10 класс, что позволит
сэкономить время в следующем году;
- дать ученикам представление
о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы
выставления баллов за них.
Инструкция
по выполнению работы
На выполнение экзаменационной
работы по математике дается 2,5 часа (150 мин). Работа
состоит из трех частей и содержит 16 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий (А1 – А10) обязательного уровня
по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10 класса. К каждому заданию А1 –
А10 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении
этих заданий надо указать номер верного ответа.
Часть 2 содержит 5 более сложных заданий (В1 – В5) по
материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10 класса. К заданиям В1 – В5 надо
дать краткий ответ.
Часть 3 содержит 1 самое сложное задание. При его
выполнении надо записать обоснованное решение.
Далее представляю вам раздаточный материал по темам
«Преобразования графиков функций», «Степенные функции».
·
Еще одним методом, позволяющим обеспечить высокий
познавательный интерес и оптимизировать учебный процесс, является компьютерное
тестирование.
Система автоматизированного компьютерного контроля
позволяет мне:
§
удержать внимание
учащихся к изучаемой теме;
§
поддержать
мотивацию к обучению;
§
сделать процесс
контроля более динамичным и интенсивным;
§
повысить
объективность оценки, исключив фактор субъективного отношения учителя к работе
ученика.
Например, …
·
Считаю, что сегодня одним из
ведущих методов, позволяющим добиваться положительной мотивации к учению и
повышению познавательного интереса учащихся, является проектный метод.
Реализация метода проектов и исследовательского метода
на практике меняет позицию учителя на
уроке. Вместо преподнесения новых знаний учащимся организую познавательную
деятельность учеников по самостоятельному добыванию этих знаний. Изменяется и
психологический климат в классе, так как приходится переориентировать свою
учебно-воспитательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности
учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого
характера.
В связи с введением ЕГЭ в практику Российской школы
становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из
направлений в решении этой проблемы является организация повторения.
Цель, которая ставится при работе в выпускном классе –
успешная сдача ЕГЭ на балл, не ниже среднего по области. В 2006-2007 году
решила организовать повторение следующим образом: в качестве зачетной работы по
информатике учащиеся 11 класса выполняли
индивидуальные проекты по обобщению способов решения уравнений и неравенств, а также
делали подборку задач для самостоятельного решения. Свою работу они оформляли в
виде сайта на уроках информатики, выделенных программой на итоговый проект. В
результате у нас появился проект
«Уравнения и неравенства: виды и способы решения».
На уроках математики мы организовали повторение с
использованием данных работ.
С помощью таких методов и приемов значительно
повышается мотивация к изучению математики, а, следовательно, и качество
знаний. Применение даже самых современных методик и технологий будет
малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить
мониторинга качества обученности. В результате проведенного исследования были
получены следующие результаты:
Качество знаний до выполнения проекта
|
Качество знаний после выполнения проекта
|
36%
|
72%
|
Большую роль в данном проекте играет и самостоятельная
работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, пособиями по
математике. Роль учителя в организации этой работы заключается в помощи по
выбору тем и задач для самостоятельного решения.
При работе над проектами задействуются самые
разнообразные возможности и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит
учеников в виртуальные библиотеки, базы данных, музей, на различные
информационные и образовательные страницы.
Еще один проект, созданный уже в рамках внеурочной
деятельности, выполнен ученицей 5 класса «38
попугаев, или в каких единицах можно измерить рост и вес моих одноклассников»
в среде ЛогоМиры. Это среда программирования и в данном проекте осуществляется
перевод метров в различные старинные единицы длины и перевод граммов в
различные старинные единицы веса.
Все продукты, созданные в ходе выполнения
проектов, использую на своих уроках в
качестве наглядности.
ВЫВОДЫ: Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что
использование ИКТ позволяет:
·
сделать процесс
обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства
мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы
работы для учащихся;
·
эффективно решать
проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного
материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
·
индивидуализировать
процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых
заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием
удобного способа восприятия информации;
·
раскрепостить
учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать
результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
·
совершенствовать
навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и
исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию
обратной связи;
·
организовывать
учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов,
разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников
творческую активность.
Мои наблюдения показывают, что применение ИКТ
способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к
учению, обеспечивает объективный контроль знаний, а также качество усвоения материала учащимися. Дети
с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование.
Перспективным направлением своей работы считаю переход
к компетентностно-деятельностному обучению, предполагающему развитие
способностей ученика самостоятельно действовать в различных проблемных
ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые.
Будет совершенствоваться метод проектов, лежащий в
основе деятельностного подхода, при изучении математики и информатики. Также
вместе с учениками будем совершенствоваться и развиваться при создании учебных
и исследовательских проектов.
Продолжу пополнять банк авторских тестов и презентаций.
С появлением в прошлом году в школе интерактивного
оборудования, буду продолжать знакомиться с его возможностями и использовать в
своей практике.
Закончу работу над собственным сайтом и опубликую его
в Интернет, выставив свою деятельность на суд более широкой публике.
|