Четверг
28.03.2024
21:11
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя математики и информатики п.Торфяной
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Случайное фото

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Окружная конференция учителей, август 2008

КОНЦЕПЦИЯ

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качественного школьного образования. Согласно Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, то есть не только и не столько овладение содержанием обучения, сколько овладение способами деятельности, способами получения нового знания. Значит, нужны образовательные методики, позволяющие в эффективной форме усваивать как знания, так и способы их получения, при этом не оставляя в стороне и развитие личности.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания математики играют важную роль в модернизации учебного процесса, ориентированного на высокий результат.

Информационно-коммуника­ционные технологии — современ­ный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Для учителя математики ИКТ явля­ется средством обучения, обес­печивающим эффективность образовательного процесса; ин­струментом познания, способст­вующим формированию естест­вено-научного мировоззрения, расширяющим кругозор, откры­вающим     новые     возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности; средством развития личности, способной адаптироваться к но­вым достижениям научно-техни­ческого прогресса.

Компьютерные     технологии — это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий - яр­ких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. И необходимо использовать технологии так, чтобы они по­могали решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использование новых техноло­гий в обучении математике спо­собствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формиро­ванию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.

Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников:

·        он обеспечивает индивидуализацию обучения;

·        помогает создать проблемную ситуацию;

·        дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности;

·        используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся.

Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.

Выделяют два типа компьютерного обучения:
а) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),
б) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, - обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.

Информационно-коммуника­ционные технологии можно исполь­зовать на всех этапах обучения математики:

На этапе актуализации знаний для созда­ния проблемной ситуации. Даются задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагается выполнить за­дание, с которым учащиеся не знакомы.

На этапе проверки домашнего задания в начале урока. Учащиеся демонстрируют то, как они справляются с решением заданий, подобных домашним.

На этапе изучения нового материала. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может продемонстрировать пошаговое решение новых задач.

На этапе первичного закрепления и по­вторения. Ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке. Программы учебного электронного издания мо­гут содержать задачи различного уровня слож­ности, а также подсказки, алгоритмы и справоч­ные материалы.

На этапе контроля и оценки знаний. При контроле используются тесты. Подобный способ проверки и закрепления знаний обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках. В ходе работы с тестом уча­щийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающийся получа­ет достоверную информацию о результате своей деятельности, о своих успехах.


ПРИЕМЫ МАСТЕР-КЛАССА

В своей педагогической деятельности  ИКТ при обучении математике применяю следующим образом:

·        Создание собственных презентаций на различных этапах уроков.

·        Использование готовых программных продуктов, таких как

o       Учебное электронное издание «Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса математики». 2004 г.

o       Электронное пособие «Сдаем единый государственный экзамен». 2004 г.

o       Учебное электронное издание «Математика 5-11. Практикум». 2004.

·        Подготовка дидактических материалов к урокам, в частности подборка заданий в форме ЕГЭ для подготовки к итоговой аттестации учащихся 10 класса по алгебре, опубликованная на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2008 году.

·        Создание системы компьютерных тестовых заданий в среде STest EX 4.0.

·        Применение метода проектов как в урочной, так и внеурочной деятельности:

o       Учебный сайт «Уравнения и неравенства: виды и методы решений», выполненный учащимися 11 класса во время уроков математики и информатики под моим руководством. Сейчас  используется для подготовки к ЕГЭ по математике в других классах.

o       Проекты учащихся, представленные на школьной научно-исследовательской конференции. Например, проект «38 попугаев, или в каких единицах можно измерить рост и вес моих одноклассников» выполнен ученицей 5 класса в среде ЛогоМиры (внеурочный проект).

·        Моделирование математических процессов в электронных таблицах:

o       Построение графиков различных функций;

o       Решение задач на оптимизацию.

·        Использование информации, полученной из Интернета.

·        Проведение элективных курсов, используя программу «Живая геометрия».

 


РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ

·        Создание и использование авторских презентаций для различных этапов уроков позволяет не только прививать интерес к предмету, но и при правильном техническом и эстетическом исполнении обеспечивает наглядность, эффективность урока, развивает пространственное воображение учащихся и ведет к увеличению показателей качества знаний.

Например, …

Презентации, которые я использую на уроках выполнены не только мной, но и учащимися, которым поручаю создать презентацию для устного счета с интересными данными, оформить решение домашней задачи, подобрать интересные факты из истории математики и т.д.

·        Еще одним способом оптимизации учебного процесса считаю использование на уроках математики компьютерной программы «Математика 5-11».

 

Начиная с 2005 года, в стандарт по математике были включены вопросы по теме «Основы статистики и теории вероятности». Многие учителя математики выявили противоречие между появлением данной темы в программах и стандарте математического образования и отсутствием этих глав практически во всех действующих учебниках математики. Выход из этой ситуации  нашла в использовании данного программного продукта при изучении этих вопросов. Преподавать «Статистику и теорию вероятности» в 5-9 классах  начала уже 2 года назад. Уроки математики с использованием данной программы возможны еще и потому, что оснащенность моего кабинета позволяет каждому ученику сидеть за отдельным компьютером и выполнять все задания в удобном ему темпе. Методика работы с данным программным продуктом такова:

Для каждой темы предусматриваются четыре основных формы подачи материала:

Основные сведения. Очень сжатое напоминание теории, необходимой для работы по этой теме (определения, правила, формулы, теоремы). Представляются в виде короткого текста с гиперссылками.

Инструментарий. Представляет собой обзор тех инструментов соответствующей лаборатории, которые будут использованы в лабораторном практикуме. Сопровождается мультимедийными демонстрациями, часть из которых приводится в данной версии. Каждая демонстрация представляет собой записанную в специальном формате последовательность событий, происходящих в лаборатории, и при воспроизведении сопровождается пояснениями.

Упражнения. Специально разработанная система задач используется для выполнения в рамках лабораторий или устного решения. После нажатия на желтую кнопку со стрелкой перед учеником открывается соответствующая данной задаче лаборатория (если она предусмотрена) и окно с задачей. Например, при изучении темы «Характеристики среднего: среднее арифметическое, мода и медиана числового ряда» (5 класс) на этапе отработки навыка можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

После решения любой задачи ученик нажимает на кнопку «Готово» и получает на рабочей линейке «колобка» с одним из трех выражений:

 - задача решена верно;

 - задача решена неверно;

 - задача ждет проверки учителем.

 

Результаты. Данный раздел позволяют ученику в любой момент ознакомиться с личными достижениями при изучении темы. В таблицу результатов выводится номер задачи, результат ее решения («колобок»), число сделанных попыток и общее время, затраченное на ее решение. Из таблицы ученик может сразу перейти  к решению нужной задачи.

Отработка навыка при изучении данных тем происходит в необычных для учащихся условиях, вызывает живой интерес и, тем самым, способствует более прочному усвоению. Работа осуществляется в «виртуальной тетради»:

В 5-6 классах данную программу можно удачно использовать и при изучении темы «Диаграммы», продемонстрировав наглядно учащимся все три вида линейные, круговые и гистограммы. А также показать, в чем их сходства, а в чем различия. И в каких случаях, какая диаграмма нагляднее представляет числовой ряд.

В 6-7 классах при изучении координат точек на плоскости можно использовать данную программу для изображения различных фигур по заданным координатам.

В старших классах удачно применение программы при изучении темы в рамках подготовки к ЕГЭ Графическое решение уравнений с параметром». Данная программа позволяет построить графики и посмотреть, как происходит изменение корней уравнения в зависимости от перемещения графиков.

И многое, многое другое …

·        Подготовка дидактических материалов к урокам (на примере заданий для подготовки к ЕГЭ).

Хочу продемонстрировать вашему вниманию варианты ЕГЭ, составленные мной по программе 10 класса, которые опубликованы в Интернете.

Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений  школьников при проведении итоговой аттестации в 10 классе. Экзамен по математике за 10 класс в нашей школе проводится уже много лет. А проводить его в форме ЕГЭ мы решили только 4 года назад. Этот переход обусловлен тем, что у ребят появляется еще одна возможность не только проверить уровень своих знаний, но и еще раз пройти процедуру ЕГЭ, чтобы потом на экзамене чувствовать себя комфортно. При подготовке к ЕГЭ в 10 классе я столкнулась с проблемой нехватки материала. Ведь все опубликованнные варианты ЕГЭ в различных источниках включают в себя задания за курс всей школы, и ребятам приходится выбирать тот материал, который ими изучен. Это очень неудобно. Да и в этих заданиях проверяются не все навыки, которыми овладевают учащиеся за курс 10 класса. Поэтому я целенаправленно веду работу по отбору и  использованию тех видов заданий единого экзамена, которые доступны учащимся 10 класса, и применяю их в учебном процессе не только в качестве контроля, но и отработки навыков.

Таким образом, основные задачи, которые я ставлю перед собой при использовании вариантов ЕГЭ в 10 классе:

  • предоставить учащимся возможность с 10 класса привыкнуть к новой форме итоговой и промежуточной аттестации;
  • помочь школьникам обобщить, систематизировать содержание курса алгебры за 10 класс, что позволит сэкономить время в следующем году;
  • дать ученикам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы выставления баллов за них.

Инструкция по выполнению работы

На  выполнение  экзаменационной  работы  по  математике  дается 2,5 часа (150 мин). Работа состоит из трех частей и содержит 16 заданий.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1 – А10) обязательного уровня по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10 класса. К каждому заданию А1 – А10 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Часть 2 содержит 5 более сложных заданий (В1 – В5) по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10 класса. К заданиям В1 – В5 надо дать краткий ответ.

Часть 3 содержит 1 самое сложное задание. При его выполнении надо записать обоснованное решение.

Далее представляю вам раздаточный материал по темам «Преобразования графиков функций», «Степенные функции».

·        Еще одним методом, позволяющим обеспечить высокий познавательный интерес и оптимизировать учебный процесс, является компьютерное тестирование.

Система автоматизированного компьютерного контроля позволяет мне:

§        удержать внимание учащихся к изучаемой теме;

§        поддержать мотивацию к обучению;

§        сделать процесс контроля более динамичным и интенсивным;

§        повысить объективность оценки, исключив фактор субъективного отношения учителя к работе ученика.

Например, …

·        Считаю, что сегодня одним из ведущих методов, позволяющим добиваться положительной мотивации к учению и повышению познавательного интереса учащихся, является проектный метод.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике меняет  позицию учителя на уроке. Вместо преподнесения новых знаний учащимся организую познавательную деятельность учеников по самостоятельному добыванию этих знаний. Изменяется и психологический климат в классе, так как приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В связи с введением ЕГЭ в практику Российской школы становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

Цель, которая ставится при работе в выпускном классе – успешная сдача ЕГЭ на балл, не ниже среднего по области. В 2006-2007 году решила организовать повторение следующим образом: в качестве зачетной работы по информатике учащиеся 11 класса выполняли  индивидуальные проекты по обобщению способов  решения уравнений и неравенств, а также делали подборку задач для самостоятельного решения. Свою работу они оформляли в виде сайта на уроках информатики, выделенных программой на итоговый проект. В результате у нас появился проект «Уравнения и неравенства: виды и способы решения».

На уроках математики мы организовали повторение с использованием данных работ.

С помощью таких методов и приемов значительно повышается мотивация к изучению математики, а, следовательно, и качество знаний. Применение даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинга качества обученности. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

Качество знаний до выполнения проекта

Качество знаний после выполнения проекта

36%

72%

Большую роль в данном проекте играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, пособиями по математике. Роль учителя в организации этой работы заключается в помощи по выбору тем и задач для самостоятельного решения.

При работе над проектами задействуются самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит учеников в виртуальные библиотеки, базы данных, музей, на различные информационные и образовательные страницы.

Еще один проект, созданный уже в рамках внеурочной деятельности, выполнен ученицей 5 класса «38 попугаев, или в каких единицах можно измерить рост и вес моих одноклассников» в среде ЛогоМиры. Это среда программирования и в данном проекте осуществляется перевод метров в различные старинные единицы длины и перевод граммов в различные старинные единицы веса.

Все продукты, созданные в ходе выполнения проектов,  использую на своих уроках в качестве наглядности.

 


ВЫВОДЫ: Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование ИКТ позволяет:

· сделать процесс обучения более интерес­ным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;

· эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуа­лизации учебного материала, делая его более по­нятным и доступным для учащихся;

· индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;

· раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксиро­вать результаты, корректно и без эмоций реаги­рует на ошибки;

· совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно ана­лизировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря на­личию обратной связи;

· организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников твор­ческую активность.

 

Мои наблюдения показывают, что при­менение ИКТ способствует развитию интереса к предме­ту, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный кон­троль знаний, а также  качество усвоения материа­ла учащимися. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудова­ние.

 

Перспективным направлением своей работы считаю переход к компетентностно-деятельностному обучению, предполагающему развитие способностей ученика самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые.

Будет совершенствоваться метод проектов, лежащий в основе деятельностного подхода, при изучении математики и информатики. Также вместе с учениками будем совершенствоваться и развиваться при создании учебных и исследовательских проектов.

Продолжу пополнять банк авторских тестов и презентаций.

С появлением в прошлом году в школе интерактивного оборудования, буду продолжать знакомиться с его возможностями и использовать в своей практике.

Закончу работу над собственным сайтом и опубликую его в Интернет, выставив свою деятельность на суд более широкой публике.

Категория: Мои статьи | Добавил: ogo4 (23.02.2011)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Твиттер

Поиск

Погода


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz